Понедельник, 25.11.2024, 07:04
Приветствую Вас Гость | RSS

ЛИТОБОЗ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 181
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Литстраница - 2012

Вестник //суббота, 31 марта 2012 года
 
МИНИ-ЛЕКЦИЯ
Владимир Шарлот
 
На чём строится стихотворение
На последнем занятии городского литобъединения
зашёл разговор о поэтическом мастерстве,
искусстве стихосложения.
    Интерес, проявленный к этой теме, и заставил меня взяться за перо и изложить свои представления о том, как строится стихотворение. При этом я поведу речь о классическом стихотворении, не уклоняясь в сторону ни белого стиха, ни стихотворений футуристического толка, ни каких-либо других. Этим экскурсом в теорию и практику стихосложения мы открываем цикл мини-лекций для начинающих поэтов, которые периодически приходят в наше лито.
   Хочу сразу же оговориться: я излагаю собственные, субъективные взгляды на предмет поэзии, не считая их непреложными законами, и каждый волен прислушиваться или отвергнуть мои умозаключения.
   Итак, на чём строится стихотворение? На трёх «китах»: ритме, рифме и образе.
   Ритм - это чередование ударных и безударных слогов. Кто-то постигает искусство ритма по наитию, кто-то - посредством счёта. Очень часто в произведениях начинающих поэтов ритм меняется от строфы к строфе, и даже от строки к строке. Это нарушает мелодию стихотворения, заставляя читателя время от времени спотыкаться, казалось бы, на ровном месте. Причём сам автор не замечает сбоев. Понимание нарушений приходит со временем, с опытом. Чаще всего в этих случаях требуется помощь более опытных поэтов.
   Пожалуй, легче бывает обнаружить нарушения рифмы. Желательно, чтобы слова (обычно концовки строк) рифмовались чётко, не приглушённо. Рифма бывает ярко выраженная (полная рифма), а бывает приблизительная, приглушённая (неполная рифма). Представьте себе, что у подкованного коня, гарцующего по каменной мостовой, две подковы обёрнуты тряпкой. Звонкое цоканье чередуется с приглушёнными ударами по мостовой. Эти приглушённые удары как раз и подобны нечёткой рифме. В результате строфа распадается, теряется впечатление её целостности, ударная сила сводится на нет.
   Да, к иным словам бывает не так-то легко подобрать рифму. Мы мечемся в поисках её и днём, и ночью, иногда находя выход в переделке всего четверостишия. Но только тот достигнет высот в мастерстве стихосложения, кто не отступит перед этим препятствием и будет биться с непокорной рифмой до победного конца.
   Мне приходят на память слова Владимира Маяковского: «В грамм добыча - в год труды. Изводишь, единого слова ради, тысячи тонн словесной руды».
   Владимир Владимирович умел работать над стихом и оставил нам, его потомкам, свои размышления о поэтическом творчестве. Мне больше всего запомнилась его статья «Как делать стихи?». О ритме он здесь так сказал: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха». Ясное дело, сила стиха пропадает при нарушении ритма. А без рифмы, говорит Маяковский, «стих рассыпается».    
   Наконец, третья составляющая стихотворения – это поэтический образ. Если нет его, то ни ритм, ни рифма не помогут. О том, как создаётся поэтический образ, поговорим в следующий раз.
 
  С 1 февраля по 1 мая 2012 года на сайте «Литературное краеведение» (www.literkraeved.ucoz.ru)
при поддержке литературного объединения г.Новокуйбышевска и сайта «ЛИТОБОЗ»
для школьников и студентов проводится Всероссийский поэтический конкурс «ФОТОлира».
Конкурс просвящён году Российской истории и 60-летию города Новокуйбышевска.
Тема конкурса: "История России в истории города". Автор проекта Ольга Катышкова.

   С 15 марта по 15 октября 2012 года на сайте городского литературного объединения «ЛИТОБОЗ» (www.litoboz.ucoz.ru)
стартовал новый Всероссийский поэтический конкурс «ФОТОстих», посвящённый 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой. По итогам конкурса будет выпущен очередной календарь-сувенир - 2013.
 
Ольга Катышкова
 
Как-то незаметно
годы пролетели.
Кончились пелёнки.
Позади – портфели.
Почему ж бессонниц
прилетают стаи?
Подрастают дети.
Первый снег растаял.
Грянули морозы.
За окошком - вьюга.
Повзрослевший мальчик
в дом привёл подругу…
 
 
Эллеонора Вихрова
 
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы.
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь -
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю СВОЮ...
 
 
Татьяна Слепова
Прощай, зима!
 
Зима насторожилась, испугалась
И спряталась за быстрою рекой...
И поняла, что ей чуть-чуть осталось...
Сначала, вроде как-то растерялась,
Ну а потом, на всё махнув рукой,

Вдруг поднялась свирепою пургою,
Захохотала сиплым голоском,
Швырнула снегом, топнула ногою,
И, сдвинув брови грозною дугою,
Рассыпалась серебряным песком!

Из глубины заснеженного сада
Последний выдох облаком седым
Поднялся ввысь... Повеяло прохладой...
А по осколкам ледяного взгляда
Уж бегал луч мальчишкой озорным...
 
Татьяна Канталинская
Конец зимы
 
За городом и в нашем парке
Ещё лежит глубокий снег.
А мы в природе замечаем
Весны стремительный разбег.
 
Она окрашивает небо
Лазурью нежно-голубой.
И солнце воздух прогревает -
Стал он прозрачный и живой.
 
Синички сели на березы,
Звенят их песни за окном.
Снегирь, на север улетая,
Нам машет весело крылом.
 
Предназначение
 
 
Солнце и воздух,
трава-мурава
Шепчут прекрасные
Снова слова.
Ночью ловлю я
Шорох от звёзд -
Ветер стихи
Из Вселенной принёс.
Надо их мне
Поскорей записать,
Утром друзьям
Своим верным читать.
Вот моё в жизни
Предназначение -
Жить и любить,
И стихотворение.
 
АВТОРЫ ПРОЕКТА: ВЛАДИМИР ШАРЛОТ, ОЛЬГА КАТЫШКОВА
 
Вестник //суббота, 9 июня 2012 года

МИНИ-ЛЕКЦИЯ
Владимир Шарлот
 
 Что есть образ
 
В литстранице за 31 марта мы рассказали о рифме и ритме. Теперь переходим к рассказу о художественном образе, без которого немыслимо литературное произведение. Художественный образ - думаю, это понятие родилось в древности, хотя тогда оно, возможно, именовалось иначе, поскольку далёкие предки наши говорили на другом языке, нам непонятном.
 
  Чуть позже возникли апокрифы, далее родилось великое произведение русской литературы «Слово о полку Игореве», содержащее образцы всего того, что сейчас наличествует в прозе и стихах. Но здесь мы должны сделать одно важное отступление, сказать о том, что понятие образа неотделимо от понятия художественного слова.
  Должен сказать и другое. Иногда художественный образ оказывается настолько ярким, что воздействует на самого автора, его творца, вызывая у него определённые переживания. Это, думаю, свидетельствует о том, что только что созданный образ зажил своей жизнью. «Над вымыслом слезами обольюсь», - писал Пушкин.
  Образ создаётся путём умелого подбора слов, без слов он не существует. Вот почему одной из важнейших характеристик образа является его словесная составляющая. Слова эти, простые и известные каждому из нас, в сочетании способны оказывать сильнейшее воздействие на наше восприятие, способны воодушевить нас на подвиг, подвигнуть на решение сложнейших задач, создание выдающихся произведений в литературе и искусстве, воспитывать то, что называется любовью к Родине, патриотизмом.
  В качестве примера можно привести плач Ярославны из «Слова о полку Игореве». Слова, их сочетание в литературном напеве производят неизгладимое впечатление. Вот строки в переводе Заболоцкого:
        Обернусь я, бедная, кукушкой,
        По Дунаю-речке полечу
        И рукав с бобровою опушкой,
        Наклонясь, в Каяле омочу.
Но возьмём более близкие нам произведения. Михаил Лермонтов, «Бородино». Какой мощный образ создан в стихах:
       Что тут хитрить, пожалуй к бою;
       Уж мы пойдём ломить стеною,
       Уж постоим мы головою
       За родину свою!
В этом произведении что ни строфа - то образ:
       И только небо засветилось,
       Всё шумно вдруг зашевелилось,
       Сверкнул за строем строй...
Впечатляет? То-то же! Вот каково воздействие слов, создающих образ! В нашей классике великое множество подобных образов. Иначе она не была бы классикой. Возьмите хотя бы Пушкина. «Медный всадник», часть вторая, одна из последних строф:
      И он по площади пустой
      Бежит и слышит за собой –
      Как будто грома грохотанье –
      Тяжело – звонкое скаканье
      По потрясённой мостовой.
      И, озарён луною бледной,
      Простёрши руки к вышине,
      За ним несётся Всадник Медный
      На звонко-скачущем коне…
Существует множество способов создания художественного образа. В газетной статье обо всём не скажешь. Отметим лишь, что Пушкин в данном случае использовал приём аллитерации – это стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи. Нечто подобное находим и у Владимира Маяковского в стихотворении «Сергею Есенину»:
     Вам
       И памятник ещё не слит, -
              где он,
                  бронзы звон,
                       или гранита грань?
 
РОЖДЕНИЕ КНИГИ
 
  21 мая в детсаде "Василёк" прошла презентация книги Татьяны Канталинской "Верные друзья" для детей дошкольного и младшего школьного возраста. На торжестве присутствовали авторы иллюстраций - дети из школы искусств "Вдохновение", представители общественности.
 
 
А дети из детсада пели, плясали, читали стихи из ярко раскрашенной книги. Концерт подготовили музыкальные работники из детсада под руководством Валентины Симаковой.
 
 
  "Такой замечательной презентации давно не было," - отмечали участники торжества. Всем, кто вложил свой труд в издание книги, вручены благодарственные письма. 
 
Ольга Катышкова
 
Татьяне Канталинской
 
Быть детским поэтом непросто!
Коснуться души ребёнка –
Увидеть звёздную россыпь,
И бабочку, и котёнка.
 
Любовью наполнить сердце
И, дерзко взмахнув крылами,
Воспеть озорное детство
Солнечными стихами!
 
КОНКУРС КРАЕВЕДОВ
 
  С 1 февраля по 1 мая 2012 года на сайте «Литературное краеведение» (literkraeveden.ucoz.ru) при поддержке литературного объединения г.Новокуйбышевска и сайта «ЛИТОБОЗ» был проведён конкурс одного стихотворения по одной фотографии «ФОТОлира». Конкурс просвящён году Российской истории и 60-летию города Новокуйбышевска. На конкурс было прислано 78 работ из разных городов. Результаты Всероссийского поэтического конкурса «ФОТОлира» "История России в истории города":
I место
Маргарита Ковтун "Стоял насмерть" (г. Волгоград)
Вячеслав Щербаков  "Спасибо за всё" (г. Хабаровск)
Марина Марушко "Наш город"(г. Новокуйбышевск Самарской области)
Ирина Тулукова "Третьяковская галерея" (г. Москва)
II место
Дарья Морозова "Сын" (г. Новокуйбышевск Самарской области)
Никита и Евгений Угольниковы "Великий сын чувашского народа"(г.Чебоксары Республика Чувашия)
Михаил Осит "Среди могил защитников Руси..." (г. Осташков Тверской области)
Елена Пуякина "Рукотворное чудо света" (г. Зея Амурской области)
Анастасия Фролова "Успенский собор" (г. Омск)
Екатерина Фирулёва "Памятник Николаю Никитину,
основателю Останкинской телебашни" (г. Ишим Тюменской области) 
III место присуждено 15 участникам. 
Поздравляем победителей конкурса и благодарим за участие в творческом проекте!
 
Маргарита Ковтун "Стоял насмерть"
ученица 6 класса Лицея №3 г. Волгограда
 
Весенний день. Тепло и ясно,
И птицы в небесах парят.
А он стоит в шинели, в каске -
Застывший каменный солдат.

Здесь до последнего патрона
Стоял он насмерть ради нас.
Приспущены вокруг знамена
К земле, которую он спас.
 
Вячеслав Щербаков "Спасибо за всё"
студент Дальневосточного Государственного Медицинского Университета г.Хабаровска
 
Хочу сказать спасибо Вам,
За то, что Вы смогли.
За то, что Ваши дети, внуки
Сегодня видят сны.
За то, что флаг нашей страны
В цветах свободой дышит.
За то, что дочь, открыв глаза,
Звон колокольный слышит.
Склоню колено низко я.
Вас памятью своей почту,
Утру слезу. Цветы - к огню.
И в храм - зажечь свечу.
 
Марина Марушко "Наш город"
ученица 8 "Б" класса ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска Самарской области
 
На волжских просторах
Раскинулся город.
Уютен и светел,
Богат он и молод.
Живёт здесь нефтяник,
Живёт здесь строитель.
Здесь каждый создатель,
Здесь каждый ценитель.
У парка Победы -
Крылатый спаситель.
Блестит позолотой
Наш ангел-хранитель.
Наш символ победы,
Посланник добра
Прогонит все беды,
Очистит от зла.
Нам счастья желает
И мир возглашает!
 
Дарья Морозова "СЫН"
ученица 9 класса ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевска Самарской области
 
Далекий сорок первый год.
Сын отправляется на фронт.
Боится мама за него:
Война несет для мира зло!
Ее лицо черно от слез.
Гудит прощально паровоз.
Багрово небо от огня.
Залита кровью вся Земля.
Орудия то там, то тут
Свинцовый дождь нещадно льют.
Не знает страха русский сын:
Кругом друзья, он не один.
Убийцы не щадят людей,
Детишек малых, матерей.
На Родину спустился мрак.
Несет уничтоженье враг.
Но будет жить российский люд,
Он сбросит тяжесть вражьих пут!
Спасут Россию-мать сыны.
Придет весна. Конец войны!
Останется в земле лежать
Ее сынок. Но будет мать
Ждать возвращенья. А народ
Герою славу воспоет!
 
АВТОРЫ ПРОЕКТА: ВЛАДИМИР ШАРЛОТ, ОЛЬГА КАТЫШКОВА

Вестник //суббота, 6 октября 2012 года
 
Ирина Ершова "Слово о великом Тютчеве"

 
Интересная тема обсуждалась на встрече городского литобъединения. Мы вновь прикоснулись к прекрасной
поэзии Ф. И. Тютчева.
  Его замечательные стихи о природе живут в нас с детских лет:
                Ещё в полях белеет снег,
                А воды уж весной шумят,
                Бегут и будят сонный брег,
                Бегут, и блещут, и гласят…
   А его замечательное четверостишье о России звучит, как гимн:
                Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить.
                У ней особенная стать:
                В Россию можно только верить.
   Но любовная лирика поэта стала вершиной не только русской, но и мировой поэзии. А женщины, которым он посвящал стихи, были прекрасны, боготворили поэта и, хотя их не назовёшь великими, но они сделали великим Ф. И. Тютчева (Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг, Елена Александровна Денисьева).  
  Всё было очень непросто в его жизни, много переживаний выпало на его долю, но до самого конца он не переставал любить:
              Любовь, любовь - гласит преданье.
              Союз души с душой родной -
              Их сьединенье, сочетанье
              И… поединок роковой.
    Лучшие его стихи были посвящены женщинам, но ни в одном из них вы не отыщете и тени чего-либо не только цинично- го, сладострастного, но даже игривого, лёгкого, необдуманного. Все они одинаково дышат одним и тем же чувством в высшей мере скромного, но глубокого обожания.
   Беседа на эту тему не оставила равнодушными никого из присутствующих. И под впечатлением встречи сложились строчки:
            За то, что были Вы собой,
            Страдали, мучались, любили,
            Искали свет «души родной»,
            Мы Вас доселе не забыли.
         
                      ***
           Стихи живут, в них боль и глубина,
           И трепет чувств к избраннице прекрасной.
           Любовь и нынче - свет, она нужна…
           Вы жили и творили не напрасно.
             
                     ***
           Как искренни и хороши
           Ваши стихи, спустя два века.
           И ищут свет «родной души»
           По-прежнему два человека.
 
Жанна Калашникова
 
Я топчу твой чистый снег
Чёрною подковой.
Что же я за человек?! –
Ничего святого.
Я топлю его ногой
Рай от хруста плоти.
Что за человек такой?! –
Лишь бы всё испортить.
Я в крови от снежных рек,
А нога – весло.
Что же я за человек?!
Я смеюсь назло.
Одержимая, с землёй
Я мешаю вату.
Что за человек такой?!
Я себе отвратна.
Ты мечтал о белом чистом
Ночью втихаря.
После снежного убийства
Человек ли я?
Беспощадно сорвалась
На твои белила.
Я тебя втоптала в грязь,
Я тебя убила.
 
Эльвира Зеленева
 Первое свидание
 
Огонёк свечи потушен.
Позади чудесный ужин…
В этот вечер зимней вьюги
Мы с тобой нашли друг друга!
В небе звёздочки сияют,
Нам дорожку освещают.
Вот одна из них упала –
Я желанье загадала:
Пусть продлятся эти дни
И запомнятся они!
 

Продолжение смотрите в разделе "Литстраница - 2012(2)"

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024