Вот спасибо! Как вы, Валерий Петрович, метко заметили! Обязательно поменяю! Рифма получается лучше! У каждого – свои заботы: Своя семья, свои дела… - Тебе ведь завтра на работу! - Ну, чмоки – чмоки! Я пошла!
Это стихотворение напомнило мне всем известную картину И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Художник пишет: "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба,жемчужных берез,коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". И в стихотворении, и на картине изображён праздник природы, которым нельзя не любоваться! Только Грабарь любуется "вплотную", стоя на снегу под берёзой, а Ольга Катышкова - из окна. Художник использовал краски, а поэт - слова! По-моему, здорово!
На чём строится стихотворение? На трёх «китах»: ритме, рифме и образе. Об этом я рассказывал в своих мини-лекциях в литературных страницах. (По-моему, это два подряд идущих номера за 2012 год.) Там же я процитировал статью Маяковского «Как делать стихи?». О ритме и рифме поэт сказал: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха». Ясное дело, сила стиха пропадает при нарушении ритма. А без рифмы, говорит Маяковский, «стих рассыпается». Если рассматривать стихотворение Ольги Катышковой с точки зрения этих двух составляющих, то я не вижу никаких нарушений: мелодичный, чёткий ритм и неплохая рифма. Правда, поэтесса использует как полную рифму (корона - ворона, чая - замечая, фонари - до зари), так и неполную (снежно - одежды, провода - снега). Но это право автора! Наконец, третья составляющая стихотворения – это поэтический образ. Вот здесь и кроется секрет мастерства поэта! Посмотрите, как разнообразны художественные средства, так называемые приёмы, которые использует Ольга! Это и целый ряд эпитетов (крикливая ворона. белоснежная корона), и прекрасные метафоры ( белогрудые снега, хлебосольный пирог), и сравнение ( как в сказке, как будто вся из серебра), и олицетворение (дремлют фонари, белоснежная корона продолжит праздник), и метонимия ( белоснежная корона в значении образа зимы). Можно отметить удачное использование ещё одного приёма - инверсии: зимы корона, деревьев одежды, молчит ворона. Добавлю, что образ вороны тоже является авторской находкой и дорисовывает общую картину зимнего пейзажа. В результате использования названных средств и приёмов, мы не только видим, но и слышим эту "зимнюю картинку". Предлагаю стихотворение Катышковой для печати в нашей литстранице и в юбилейном календаре литобъединения. Владимир Шарлот
Стихотворение имеет чёткую организацию формы и содержания. Композиционно его можно разбить на три части: первые две строфы дают описание зимнего пейзажа, который виден из окна. "Зимняя картинка" составлена из привычных образов: провода, деревья, снег. Но под пером поэтессы привычное становится необычным, как бы увиденным впервые. Эту необычность вносит образ "короны зимы". Вторая часть - это описание гостеприимства лирического героя, который не может жить "без чувства". Здесь описана житейская картинка чаепития, которую оживляет диалог двух подруг. И, наконец, третья часть - это заключительная строфа. Приём кольцевой композиции позволяет закончить описание зимнего дня: утро, обед, вечер, ночь. Последняя строфа, на мой взгляд, - это поэтическая находка автора. Здесь использован почти забытый художественный приём: "Лишь белоснежная корона Продолжит праздник до зари". Это, братцы, метонимия! К сказанному можно добавить, что в стихотворении - прекрасный набор синтаксических единиц - от односоставных безличных, определённо - личных и назывных предложений до сложносочинённых и сложноподчинённых. По-моему, очень даже неплохо!